Родилась 11 мая 1937 г. в г. Вольске Саратовской обл.
Доктор педагогических наук (1998), профессор (2000).
Окончила исторический факультет Саратовского университета (1959).
С 1980 г. работает в Уральском университете на кафедре педагогики, психологии и частых методик, позднее ставшей кафедрой педагогики. Читает учебные курсы «Общая педагогика», «История педагогических учений», «Педагогика и психология высшей школы», «Дидактические технологии», «Возрастная педагогика и психология». Разработала и читает авторские курсы «История педагогики: диалог парадигм», «Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи», «Космическая педагогика», «Философия для детей», «Этическая педагогика».
Научные интересы связаны с проблемами общей педагогики, истории педагогики и образования, возрастной педагогики, педагогики и психологии высшей школы, андрагогики, дидактики и частных методик (преподавание истории и философии в средней школе). В своем научном поиске придерживается положений философской антропологии, экзистенциальной философии, психологии Л. С. Выготского, гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, культурологии М. М. Бахтина. Разработала и воплотила в жизнь концепцию общеобразовательной школы «Культура и экология». Руководит Уральским региональным отделением международной общественной организации «Философия – детям».
Руководит аспирантами и соискателями по специальностям «Общая педагогика», «История педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания (преподавание истории, философии; уровень общего образования)». Является членом совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Уральском университете и совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Уральском государственном педагогическом университете.
Под руководством М. Н. Дудиной выполнена программа «Управление качеством образования в условиях перехода Единого государственного экзамена в штатный режим в 2009 году для руководителей общеобразовательных учреждений».
Активно пропагандирует научные педагогические знания среди учителей и родителей. С 1998 г. участвует в радиопередачах Свердловской государственной телерадио компании «Домашний педсовет», «Радио Урала»; проводит семинары и консультации в центре «Семья и школа» (Екатеринбург), в Центре диагностики и консультирования (Новоуральск).
Академик Академии естествознания (2007).
Удостоена премии Уральского отделения Российской академии образования за научную и методическую работу в области развития среднего и дошкольного воспитания (2004). Лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу 2008 г.
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Соч.: Философия в классе : Урок-диалог. Екатеринбург, 1995; Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998; Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны. Екатеринбург, 2000; Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику преподавания истории. Екатеринбург, 2002; История педагогики: диалог парадигм. Екатеринбург, 2008; Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи. Екатеринбург, 2008 (в соавт. с Т. Б. Загорулей).
Дата обновления: 03.05.2011 © УрГУ, 2011 |
Виртуальная библиотека EUNnet | © Отдел электронных публикаций УРРЦИ УрГУ, программирование, 2004-2011 |