Родился 1 апреля 1946 г. в Витебске.
Доктор философских наук (1986), профессор (1987).
Окончил философский факультет Уральского университета (1971). Стажировался в Англии, США.
Работает в Уральском университете с 1972 г.: ассистент (1972–1975), старший преподаватель (1975–1978), доцент (1978–1987), профессор кафедры прикладной социологии (с 1987), заведующий кафедрой (с 1989); декан факультета политологии и социологии (с 2009).
Разработал и впервые прочитал в университете курсы «Методология прикладной социологии», «Социальная антропология», «Социология инноваций», «Социология стереотипов», «Сексуальная культура и личность», «Система детерминации человеческого поведения», «Педагогика саморазвития».
Создал в 1989 г. первую на Урале кафедру прикладной социологии, которая начала вести подготовку профессиональных социологов. Изучает теорию и практику развития личности, теорию детерминации человеческого поведения, взаимосвязи природного и социокультурного в человеке, занимается проблемами воспитания и образования детей и подростков. Разработал основные положения нового направления – педагогики развития и саморазвития личности, в котором впервые выявлены и описаны механизмы разнонаправленного развития личности в онтогенезе. Подготовил 5 докторов наук и 50 кандидатов наук. Опубликовал более 250 научных работ, в том числе 40 монографий, брошюр в центральных и местных изданиях. Руководил крупными социологическими исследованиями, в том числе нескольких всероссийскими
В 1993 г. был избран академиком Международной академии наук высшей школы.
С 1994 по 2008 г. совмещал работу в Уральском университете с руководством муниципальной гимназией № 207 «Оптимум» г. Екатеринбурга, которая пять раз становилась лауреатом и дипломантом всероссийских образовательных конкурсов.
Разработал более 30 программ развития общего образования школ и районов Свердловской области. Создал авторский курс и написал учебники для учащихся 1–11-го классов и учителей по теме «Самоопределение личности в учебе, труде, отдыхе». Возглавлял работу по созданию Государственного образовательного стандарта национального регионального компонента Свердловской области (2005), Федерального образовательного стандарта общего образования от Свердловской области (2009).
Является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций по социологии при Уральском университете (с 2005). Член Учебно-методического объединения по социологии.
Удостоен премии им. В. Н. Татищева и Г. В. де Геннина за проект «Воспитание самоорганизованной личности в условиях общеобразовательной школы» (2005).
Награжден знаком «Почетный работник общего образования», грамотами Министерства образования Российской Федерации, правительства и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Соч.: Личность: формирование потребности в нравственном развитии. Красноярск, 1985; Ребенок и сексуальная культура. Екатеринбург, 1993; Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001; Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001; Наука и искусство любви. Екатеринбург, 2002; Система детерминации человеческой деятельности. Екатеринбург, 2003; Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург, 2005; Методики формирования навыков самоопределения школьников. Екатеринбург, 2006; Человек: взаимосвязь природного и социального. Екатеринбург, 2007; Самоопределение учащихся в учебе, труде, отдыхе. 2-е изд. М., 2008.
Дата обновления: 03.05.2011 © УрГУ, 2011 |
Виртуальная библиотека EUNnet | © Отдел электронных публикаций УРРЦИ УрГУ, программирование, 2004-2011 |